Как в текущей деятельности, так и при планировании производства используют достаточно эффективный и простой инструмент определения необходимой прибыли – анализ безубыточности.

Перед тем как определить точку безубыточности предприятия в методологию расчета включают ряд допущений:

    Зависимость величины выручки и производственных затрат является линейной;
    В периоде расчета точки безубыточности, цены, переменные издержки, структура выпуска продукции не меняются.
    Изменения постоянных и переменных издержек поддаются точному измерению.
    На конец периода расчета предприятие не имеет запасов нереализованной продукции, то есть фирма распродает все, что произвела.

Из этих предположений вытекает, что точка безубыточности – это показатель объема производства, при котором нормальная прибыль равняется 0. То есть выручка от реализации продукции лишь покроет полные издержки производства, а каждый последующий продукт после безубыточного объема будет приносить прибыль.

Точка безубыточности имеет синонимы «критическая точка» и CPV-точка.

Элементы точки безубыточности

В соответствии с определением необходимо рассмотреть следующие составляющие анализа безубыточности.

Постоянные затраты – издержки, не зависящие от объемов производства. Находятся в обратной пропорциональной зависимости – уменьшение объемов производства увеличивает удельные постоянные затраты, и наоборот. К постоянным затратам относят зарплаты управленческого и обслуживающего персонала, аренду офисных помещений, эксплуатационные платежи, амортизационные отчисления и т.д. Рассчитываются на весь объем производства и распределяются в соответствии с определенной управленческим учетом базой.

Переменные затраты – издержки прямо пропорционально зависящие от объемов производства. К ним относят зарплату занятого на производстве персонала, затраты на материалы и сырье, топливо, ГСМ, электроэнергию станков и т.д. Рассчитываются удельно, то есть на единицу продукции.

В сумме постоянные и переменные затраты составляют полные затраты, которые участвуют в формировании стоимости продукта.

Методы формирования цены ориентируются либо на издержки, либо на спрос на продукцию. Первый заключается в начислении на полные издержки производства установленной нормы прибыли. Тогда стратегия развития производства направлена на снижение затрат, что непосредственно влияет на стоимость продукции. Второй заключается в изучении потребности в товаре, анализе оценочного восприятия продукта. При этом потребитель соотносит ценность товара с его стоимостью и принимает решение о покупке. Ценообразование данным способом определяется маркетинговыми стратегиями, рекламными акциями, популярностью бренда, модностью модели и т.д.

Модели

Изменения составляющих критической точки определяются двумя моделями анализа безубыточности.

Экономическая модель заключается в том, что прирост производственных объемов возможен лишь за счет уменьшения стоимости продукции. А потому, в определенный момент времени реализационная выручка достигает своего пика и начинает снижаться – то есть эффективность от увеличения объема становится ниже эффективности от снижения цен. В соответствии с экономической моделью, предприятие имеет две точки безубыточности, особое влияние на которые имеют изменения переменных издержек.
Бухгалтерская модель допускает фиксацию переменных затрат и реализационной цены и имеет линейный вид. В соответствии с данной моделью, предприятие имеет единственную точку безубыточности и для ее определения используются математические формулы. Особую важность бухгалтерской модели можно отметить при начале планирования деятельности. Тогда, в соответствии с размером безубыточного объема и приходящихся на него затрат, руководство фирмы принимает решение о запуске или ликвидации производства.

Формула

В зависимости от задач анализа, критическую точку можно определять в денежных и натуральных единицах.

В рублевом выражении расчет производится по формуле:

Тб= Зпост/((Ц-Зпер)/Ц),

В штучном выражении:

Тб= Зпост/(Ц-Зпер),

где Тб – точка безубыточности в единицах товара или рублях,

Зпост – полный объем постоянных затрат, руб.,

Ц – удельная цена, руб/ед.,

Зпер – переменные издержки на единицу товара, руб/ед.

Представленные формулы можно использовать лишь при производстве одного вида продукции или при фиксированной структуре производства на период анализа. Если видов продукции несколько, тогда при расчете учитывается их долевое участие в продажах и удельные постоянные затраты, распределяющиеся на каждый вид продукта.

Пример расчета

Руководитель компании ООО «МебельЩИК» загорелся идеей производить кресла-мешки. В экономический отдел поступила заявка на расчет необходимого объема производства при продаже одного кресла за 3000 рублей.

Специалисты экономического отдела совместно с технологами производства собрали следующие данные на одно кресло-мешок:

    Трудозатраты рабочих – 1 час при тарифной ставке 200 руб./час.
    Затраты на ткань – 5 м.п. по 500 руб./м.п.
    Затраты на полистироловую крошку (наполнитель) – 2 мешка по 100 л по 800 руб.
    Зарплата менеджеру по продажам – оклад 15000 руб./мес. + 5% от каждой проданной единицы.
    Зарплата бухгалтеру – 25 000 руб./мес.
    Зарплата директору – 25 000 руб./мес.

Для начала необходимо разбить затраты на переменные и постоянные.

К первым относятся – зарплата рабочих, ткань и наполнитель, проценты продажнику:

Зпер=1*200+500+2*800+0,05*3000=2450 руб./шт.

К постоянным затратам относим зарплату управленческого персонала и оклад менеджера:

Зпост=15000+25000+25000=65000 рублей/мес.

Рассчитываем точку безубыточности в натуральных единицах:

Тб= 65000/(3000-2450)=118 шт.,

в денежных единицах:

Тб= 65000/((3000-2450)/3000)=355 191 руб.

Таким образом, для выхода на нулевую прибыль необходимо производить 118 кресел-мешков в месяц, понеся при этом расходы в размере 355 191 руб.

Источник: finansovyesovety.ru

Добавить комментарий

Навигация по записям