Конечно, не каждый, кому приходится останавливаться в отечественных или зарубежных отелях, подсчитывает в уме размер их текущих затрат или пытается оценить заполняемость, чтобы прикинуть среднемесячную выручку. Но обычно о том, как организовать гостиничный бизнес, задумываются люди, которые часто путешествуют. И если вы то и дело размышляете, как на месте хозяина гостиницы обставили бы холл или сэкономили на менеджменте, внедрив современное программное обеспечение, значит, эта статья – для вас.

Рассмотрим основные вопросы, которые требуют внимания в самом начале зарождения вашего бизнеса.

Размер имеет значение

Возможно, вы раздумываете о маленьком уютном «гестхаусе» (мини-отеле) на 5-15 номеров, или готовы вкладываться «по-крупному», желая «замахнуться» на целый гостиничный комплекс? Готовы ли вы управлять своим детищем самостоятельно?

Ведь если у вас есть другое дело, которое вы не планируете оставлять, то даже с маленьким «гестхаусом» справляться окажется нелегко, но общее стратегическое управление и регулярный контроль будут вполне под силу. А вот проект покрупнее потребует всех ваших сил и времени. Ну, или передачи «командования» в чьи-то надёжные руки.

Есть ли у вас на примете такой человек – честный, надёжный, да ещё и обладатель «светлого ума и твёрдой памяти»? Как правило, этот вопрос сложный. И лучший друг – часто не очень хороший вариант…

Пойду туда – не знаю куда…

Если с местом, где мог бы распахнуть двери перед гостями ваш отель, вы ещё не определились, это тоже обдумайте в первую очередь. От расположения гостиницы зависит очень многое:

    размер необходимых вложений;
    набор обязательных требований к помещениям;
    «целевая аудитория» — ваши основные клиенты;
    скорость окупаемости и т.д.

Понятное дело, имея средства на гостиничный бизнес в курортной зоне, при обдуманном подходе вы можете рассчитывать на быстрый возврат инвестиций. В этом случае помните о том, что крепкие «четвёрки» второй линии с не слишком высокой стоимостью проживания зачастую имеют куда более высокую заполняемость, чем шикарные пятизвездочные отели у кромки пляжа.

Но признанная высокая доходность гостиничного бизнеса в зонах отдыха совсем не означает, что срок окупаемости городской гостиницы, с широким спектром дополнительных услуг и ориентацией на несколько различных целевых групп клиентов будет намного больше.

При выборе места расположения городского отеля, важно стремиться «занять местечко» с максимально удобной транспортной доступностью из всех ключевых точек города, но лучше в окружении зелёных аллей, чем заводских труб.

Чей тут терем-теремок?

Вариант с арендой помещений даже для небольшой гостиницы мало реален и не очень хорош в принципе. Когда ваш бизнес привязан к конкретному месту, опасно зависеть от возможных капризов собственника.

Строительство требует средств, времени и кучи разрешений и согласований, но для крупного комплекса – это часто единственный путь.

Для небольшого отеля хороший вариант – выкуп и, при необходимости, переоборудование помещений.

Кроме этого, может быть существует возможность покупки действующего гостиничного бизнеса? Такой вариант тоже не стоит отбрасывать, но он требует тщательного обдумывания, уверенности в том, что вы знаете ответы на вопросы:

    почему бизнес продаётся, нет ли «подводных камней»?
    сможете ли вы превратить его в доходное дело, или через несколько лет сами будете искать покупателя?

Ваша звёздность или кого вы хотите видеть своими гостями

Будьте разумны: глупо рассчитывать, что в маленьком, не имеющем крупных, значимых производств и не являющемся «деловым перекрёстком» городке вы будете иметь достаточно гостей для шикарной дорогой гостиницы… Однако, наличие нескольких номеров высокого класса повысит вашу конкурентоспособность. А вот если спрос существует, почему бы его не удовлетворить?

Не полагайтесь на поверхностное мнение, даже если оно ваше собственное – «промониторьте» рынок на предмет востребованности гостиничных услуг различного уровня и достаточность предложения.

В любом случае часто не лучший ход – сразу «замахиваться» на высокоуровневую «пятёрку», слишком долго придётся набирать «аудиторию», способную оплатить ваши услуги. А это означает снижение цен, затяжной период убытка. Если высокий уровень в планах, сначала создайте имидж и известность демократичной, но качественной «четвёрке», а затем добирайте звёздочку и плавно поднимайте цены.

Конечно, хорошо бы применять принципы дифференцирования – иметь номера разного уровня, направленности (семейные, холостяцкие, будуарного типа). Но вы должны понимать, что не сумеете сделать амплитуду охвата слишком большой и охватить все клиентские «слои» от абитуриентов и студентов-заочников до людей, которые путешествуют с прислугой — поместить их рядом не лучшая идея, скорее всего, вы потеряете часть «дорогих» клиентов… Нежелательно смешивать контингент разных слоёв общества…

И, кстати, о «звёздочках». В России относительно недавно обновлено законодательство о классификации гостиниц и прочих мест размещения. Процедура присвоения «звёзд» является добровольной; подробную и понятную информацию о действующей у нас Системе классификации можно найти в следующих документах:

    «Порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения…» — утверждён Приказом Минкультуры России от 3 декабря 2012 г. N 1488
    Приказ об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристической индустрии…» от 15 декабря 2010 г. N 1351
    Постановление ГК РФ по стандартизации и метрологии от 26 сентября 2001 г. N 82
    «О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию»

Курирует стратегические вопросы и ведёт реестры объектов Министерство культуры РФ, классификацией этих объектов занимаются специальные аккредитованные организации. Для решения спорных вопросов создаются комиссии.

Есть ли у вас план?

Какие бы средства вы ни планировали инвестировать в гостиничный бизнес – заёмные, заработанные или наследство любимой бабушки, просчитайте всё «семь раз». Нагляднее всего картинка получается, если составить качественный бизнес-план минимум по двум сценариям: средне-оптимистичному и пессимистичному, причём вы чётко должны ответить на все вопросы типа «а что я буду делать, если…».

Не допускайте распространённой ошибки начинающих «бизнес-монстров»: недостаточно прикинуть выручку и текущие затраты за период. Во-первых, не забывайте о ремонтном фонде и амортизации (за счёт этого вы сумеете заменять износившееся оборудование, а ведь оно может и уже неновым вам достаться). Во-вторых, доведите расчёты хотя бы до определения срока окупаемости, причём желательно дисконтированного. В-третьих, не забудьте просчитать и денежные потоки – а достаточно ли будет средств на выплаты по кредиту и прочие траты? Бумажная прибыль и остаток денег после всех обязательных выплат – обычно очень разные значения имеют. В-четвёртых, сравните все полученные результаты расчётов с результатами какого-нибудь простого и надёжного способа вложения денег, времени и сил: а стоит ли оно того?

В соответствии с законом и в ногу со временем

Как открыть свой отель, не нажив кучу штрафов в самом начале? Многих пугает мысль о беготне по инстанциям. Но сегодня все основные формальности, сопровождающие открытие любого бизнеса, существенно упрощены. Регистрация, уведомление о начале деятельности (читайте Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 (ред. от 12.08.2013) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» и «Правила представления уведомлений…») и выбор системы налогообложения не займут у вас много времени.

Но вот вам хороший совет: уделите максимум внимания подготовке помещений к эксплуатации. Заключения Роспотребнадзора и Роспожнадзора (МЧС) о соответствии ваших помещений обязательным санитарно-гигиеническим, противоэпидемиологическим и противопожарным требованиям понадобятся вам при прохождении классификации на присвоение категории вашему отелю. Но даже если вы пока не планируете подавать документы на присвоение «звёзд», нужно быть готовым к проверкам от указанных органов. Они обязательно придут…

Изучайте действующее законодательство, касающееся вашей деятельности. Кроме законодательных актов, уже указанных выше, ознакомьтесь со следующими документами:

    Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.03.2013 N 206);
    Главой 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг»
    Законом о защите прав потребителей;
    Законом «Об основах туристской деятельности в РФ» (на вас распространяется косвенно).

Сегодня многие российские вузы занимаются подготовкой студентов по специальности «гостиничное дело». Молодые креативные выпускники будут полезны в вашем бизнесе. Их головы щедры на самые разные идеи.

Иногда небольшие мелочи играют существенную роль, наличие какой-либо специфической услуги, детали, может привести к вам целую прослойку клиентуры, которой раньше никто специального внимания не уделял. Например, если в вашей рекламе будет строчка об очень высоком качестве wi-fi, это заинтересует определённую категорию клиентов… В конкурентных условиях сделать свой бизнес в чём-то особенным – обязательное условие успеха.

Видео

Предлагаем вам ознакомиться с видео по теме статьи.

Источник: finansovyesovety.ru

Добавить комментарий

Навигация по записям