Порядка трети «сырьевых» стран (семь из 19) оказались в рецессии после падения цен на нефть, подсчитали в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве. Как уточняется, такая участь постигла все государства, где стоимость экспорта сократилась более чем на 55—60%. Однако Россия — единственная в их числе страна, показавшая снижение стоимости экспорта менее чем на 55%, поскольку на момент ценового шока ее темпы экономического роста уже были очень низки, говорится в обзоре агентства.
Защита от шока путем фиксации курса не спасает от рецессии, выяснили в АКРА. Из стран с подобным валютным режимом две — Катар и Кувейт — уже показали сокращение реального ВВП. «Надолго изолировать внутреннюю экономику от шока сырьевых цен невозможно: у Катара валютных резервов хватит для интервенций на семь лет, у Саудовской Аравии — лишь на пять, а если бы валютный курс зафиксировала Россия, то ее резервов хватило бы не более чем на полтора года», — рассуждают аналитики.
Они отмечают, что в странах с плавающим курсом масштаб негативных последствий определялся состоянием экономики до шока. Длительность же этих последствий зависит от гибкости рынка труда, от скорости подстройки государственных расходов к изменившимся доходам и от динамики кредитования. Из всех стран — экспортеров природных ресурсов сохранить докризисные темпы роста смогла лишь Австралия.
Политика таргетирования инфляции нигде не помогла сдержать ее всплеск, но способствовала поддержанию финансовой стабильности в банковской системе и формированию ожиданий относительно динамики процентных ставок, также отмечают аналитики. По их мнению, Банк России довольно успешно справился с этой задачей, последовательно проводя достаточно жесткую денежно-кредитную политику.
Из стран БРИКС Бразилия, Россия и ЮАР наряду с резким удешевлением экспорта страдают еще и от значительных перетоков капитала. Эти проблемы связаны с изменениями ожиданий относительно денежно-кредитной политики развитых стран. В России вынужденное сокращение внешних пассивов связано еще и с финансовыми санкциями. Китай и Индия в несколько большей степени ограждены от перетоков капитала, так как имеют меньшую долю волатильных портфельных инвестиций во внешнем финансировании и демонстрируют более высокий реальный рост, добавляют аналитики.
Источник: