Центральный банк не ставит перед собой задачу регулирования соотношения наличных и безналичных денег. Об этом в интервью «Российской газете» заявил первый заместитель председателя Банка России Георгий Лунтовский.
Сейчас доля наличных денег в совокупной структуре денежной массы в России в последнее время составляет около 20%, уточнил первый зампред ЦБ. «Это соответствует показателям стран, сопоставимых с нами по уровню развития экономики и банковской системы. В разных государствах мира доля наличных в денежной массе колеблется от нескольких процентов до более половины», — пояснил он.
По словам Лунтовского, «степень распространенности наличных в той или иной стране определяется такими факторами, как уровень доходов населения, наличие альтернативных средств платежа и информированность граждан о них, привычки людей, соотношение издержек на оплату тем или иным способом…»
Одно можно утверждать с уверенностью, заявил представитель ЦБ: «Наличные деньги выступают в современном мире одним из важнейших инструментов платежного оборота».
Лунтовский также прокомментировал свое о отношение к взаимосвязи большого оборота наличных денег с непрозрачностью и теневой экономикой. По мнению Лунтовского, «борьбу с теневым сектором экономики следует вести не путем «зажимания» наличной денежной массы, а созданием правовых и институциональных условий для легальной работы предпринимателей, выявляя и наказывая лиц, практикующих незаконные методы работы».
Что касается количества наличных в экономике, то понятие оптимальности здесь достаточно условно, считает представитель Банка России.
«Нашей целью является стабильное обеспечение платежного оборота денежной наличностью при минимальных рисках и издержках», — подчеркнул первый зампред регулятора.
Источник: