Правительство обсуждает возможность создания новой структуры для управления системой учетов пенсионных взносов — единого пенсионного администратора в виде акционерного общества. Проект, предложенный главой Сбербанка Германом Грефом, предполагает окупаемые госвложения в 10 млрд рублей с выходом на прибыль на третий год и последующим распределением акций АО в равных долях среди участников рынка, пишет «Коммерсант».
Поскольку официально Сбербанк не является субъектом подобных инициатив, идея рассматривается как рабочая, не имея определенного статуса в Белом доме. В Сбербанке изданию не смогли подтвердить или опровергнуть авторство идеи.
Администрирование пенсионных взносов, которое осуществляет ПФР, считается авторами идеи неэффективным, рассказал изданию источник в аппарате правительства, знакомый с ходом обсуждения. Так, у фонда нет централизованной базы данных о переходах застрахованных лиц и единой системы обмена информацией с НПФ о назначении накопительной пенсии и результатах инвестирования накоплений.
Выход авторы идеи видят в создании единого пенсионного администратора, который будет руководить единой базой пенсионных прав и накоплений. В нее должна войти информация о застрахованных, их статусе, пенсионных правах и накоплениях. К системе необходимо подключить загсы и АСВ, а также платный сервис для НПФ по ведению пенсионных счетов. Для всех участников системы (застрахованные, НПФ) будут созданы личные кабинеты, где будет доступна информация об инвестировании средств пенсионных накоплений, наиболее выгодном плане инвестирования и смене НПФ. Для ПФР аутсорсинг администрирования позволит сократить документооборот, снизит риски утери информации и сократит затраты на обмен данными с НПФ. ЦБ и АСВ, в свою очередь, получат информацию о пенсионных обязательствах НПФ, финансовых потоках на пенсионном рынке и исчислении средств резерва ПФР и отчислений НПФ в АСВ.
Кроме того, предложения предполагают усиление контроля над агентами, оформляющими договоры на переход в НПФ. Сами договоры должны фиксироваться в базе единой информсистемы, их продажа будет происходить только в стационарных точках, а агентское вознаграждение должно быть единым для агентов всех НПФ. Сам Сбербанк ведет привлечение в дочерний НПФ именно через сеть банковских отделений.
На организацию единого пенсионного администратора уйдет полтора-два года и около 10 млрд рублей, из которых 5 млрд — стоимость оборудования и ПО. На третий год работы организация должна стать самоокупаемой — за счет оказания платных услуг НПФ, ПФР, агентам и другим заинтересованным лицам — и дать прибыль в 3,5 млрд рублей. Полная окупаемость проекта оценивается в семь-восемь лет. Конкретных расчетов по экономии госсредств, которая называется одним из главных позитивных следствий коммерциализации администрирования, разработчики не представили, но ждут, что ее обеспечит отказ от «ручного» документооборота в ПФР.
Представитель ПФР Марита Нагога сообщила изданию: «О такой странной инициативе Сбербанка слышим впервые». «Формирование пенсионных прав, назначение и финансирование выплаты пенсий — три ключевые функции системы обязательного пенсионного страхования. Они нераздельны, их администрирует ПФР по единым стандартам на территории всей страны, и о передаче какой-либо функции в коммерческую организацию не может быть и речи», — заявила Нагога.
При этом, по ее словам, если формирование накопительных пенсий, согласно концепции ЦБ, будет выведено из системы ОПС, создание независимого администратора учета целесообразно: «ПФР не будет смысла заниматься учетом пенсионных накоплений за пределами государственной пенсионной системы, распределенных по десяткам частных структур.
Источник: