Ведомство Алексея Улюкаева представило новые варианты экономического прогноза

Фото:

Михаил Метцель/ТАСС

Стагнация экономики, продолжение санкционной политики и заморозка зарплат госслужащим — такой прогноз Минэкономразвития предложен для бюджета страны на следующие три года, выяснила «Газета.Ru». Только самый оптимистичный вариант при цене нефти выше 55 долларов за баррель предполагает рост в 2019 году, а также нулевой отток капитала.

Как уточняется, 21 сентября на совещании по бюджету у Дмитрия Медведева ведомство Алексея Улюкаева представило три варианта прогноза: «базовый», «базовый+» и «целевой». Издание ознакомилось с материалами совещания и самим прогнозом.

Только в «целевом» темпы роста ВВП выходят на высокий уровень (4,5%) в 2019 году. Два других варианта предполагают рост на 0,6—2,4%. Прогноз на текущий год совпадает с ранее сделанными оценками ведомства — минус 0,6% ВВП.

Все три варианта нынешнего макропрогноза составлены с учетом продолжения санкций и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всех трех лет, а также отсутствия геополитических потрясений и экономических шоков.

Положительный эффект от санкций по прогнозу один: все варианты предполагают сокращение оттока капитала. Согласно «базовому» варианту, он сокращается с 58 млрд долларов в 2015-м до 18 млрд в 2016—2017 годах с дальнейшим уменьшением до 16 млрд к 2019-му. По «целевому» варианту в 2019 году отток капитала прекратится полностью. На этом как раз и построена инвестиционная модель данного сценария — МЭР полагает, что этому послужат инвестиционная активность и рост прибыли резидентов.

В отличие от Банка России Минэкономразвития считает, что целевого уровня инфляции в 4% в «базовом» варианте не удастся достичь даже в 2019 году (получится 4,1%). В следующем году инфляция составит 4,9%, в 2018-м — 4,4%. Прогноз на конец этого года — 5,8%. В двух других вариантах инфляция в 2019 году снизится до 3,9%, при этом в целевом варианте на 4% предполагается выйти в 2018-м.

«Базовый» вариант прогноза рассчитан исходя из средней цены нефти Urals 40 долларов за баррель в течение трех лет и среднегодового курса доллара 64,4—65,5 рубля. При таком «плоском» подходе промышленность, розничная торговля, зарплаты и доходы населения, инвестиции в основной капитал будут расти минимальными темпами, которые не превысят 3% к 2019 году. ВВП по данному сценарию вырастет на 0,6% в следующем году и на 1,7—2,1% в 2018—2019-м.

В Bloomberg узнали о планах МЭР РФ заложить в бюджет стабильный рубль до 2019 года

Министерство экономического развития РФ при подготовке проекта бюджета страны на 2017—2019 годы исходит из прогноза, предусматривающего стабильность курса рубля в течение этого срока. Как пишет РБК, об этом сообщило в среду агентство Bloomberg со ссылкой на двух чиновников, знакомых с ходом обсуждения.

«Базовый» прогноз ухудшен по большинству показателей по сравнению со сценарными условиями, которые были опубликованы весной. Газета отмечает, что МЭР считает «базовый» вариант прогноза консервативным и не предполагающим кардинального изменения модели экономического роста.

Вариант «базовый+» отличается от «базового» тем, что предполагает более высокую цену нефти — 50 долларов в 2017 году и 55 долларов в 2018—2019-м, а также более низкий курс доллара: 58,7—61,7 рубля.

Тут все немного лучше, чем в «базовом» варианте. Например, инвестиции в основной капитал в 2018—2019 годах составят 3,8% и 4,5%, а оборот розничной торговли в 2019-м увеличится на 3,9%.

Что касается «целевого» варианта прогноза, то это некое идеальное развитие ситуации, поясняет издание. Цена на нефть заложена такая же, как и в «базовом+» (курс доллара — 57—60,7 рубля). Предполагается, что правительство проводит реформы, сдерживает тарифы и рост зарплат, перераспределяет бюджетные расходы, ЦБ в следующем году снижает ставки, из-за чего растет кредитование, а частный сектор наращивает инвестиции и несырьевой экспорт. В результате экономика в целом переходит на инвестиционную модель развития.

Доходы населения в 2017—2019 годах не окажут серьезного влияния на экономику. МЭР исходит из того, что стремительного обвала зарплат, аналогичного тому, что произошел в 2015 году, уже не будет. Тогда реальные зарплаты снизились на 9%. В результате реально располагаемые доходы населения сократились на 4% в 2015 году и на 5,6% в 2016-м. По «базовому» варианту рост зарплат в 2017 году ожидается только на 0,6%, а к 2019-му зарплаты увеличатся не более чем на 1,6% за год.

В прогнозе МЭР уточняется, что «в условиях ограниченных финансовых возможностей и медленного восстановления экономики предусматривается обязательное исполнение минимальных социальных обязательств государства».

В бюджетном секторе зарплаты расти почти не будут — запланировано только поддержание достигнутого уровня зарплат учителей, врачей и научных работников, гарантированного майскими указами президента 2012 года. «Для прочих работников бюджетной сферы, в том числе государственных служащих, в 2017–2019 годах — мораторий на индексацию оплаты труда», — говорится в прогнозе.

СМИ: зарплаты чиновников в РФ заморозят на три года

Минэкономразвития пересмотрело свои ожидания по изменению заработных плат в 2017—2019 годах по сравнению со сценарными условиями, предлагавшимися весной. Об этом говорится в документах ведомства, которые имеются в распоряжении Газета.Ru.

Во внебюджетном секторе экономики динамика зарплат будет зависеть только от производительности труда. Но в этом секторе экономики явно скажется ситуация 2016 года — Минэкономразвития объясняет падение доходов ниже прогнозируемого уровня снижением доходов населения от предпринимательской деятельности и неформального заработка. По всем вариантам прогноза уровень безработицы сохранится на уровне 2015 года — около 5,9%.

Ни один из вариантов прогноза не обеспечивает мягкой бюджетной политики. Нынешняя бюджетная конструкция при попытке достичь целевых показателей по экономическому росту или инфляции должна ужесточиться.

«Газета.Ru» напоминает, что Минфин уже рассчитал бюджет с условием обязательного сокращения всех расходов в 2017–2019 годах на 6%, 9% и 11% соответственно. «При оценке доходов бюджетов Минэкономразвития исходит из принципа необходимости сохранения стабильности налоговых условий», — говорится в документах ведомства.

Для финансирования дефицита не удастся избежать использования средств Резервного фонда и ФНБ, привлечения внутренних и внешних заимствований и приватизации госимущества.

Для достижения параметров «целевого» прогноза предлагается проведение «значительных структурных преобразований расходной части федерального бюджета, предполагающих оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов и радикальный пересмотр госпрограмм».

Дмитрий Медведев на совещании в среду не принял окончательного решения о том, как использовать прогноз для обоснования бюджетной тактики. «Нужно принять такое решение, которое обеспечит устойчивость и сбалансированность бюджетной системы как минимум на ближайшие три года», — говорил премьер-министр. Он предлагал «сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, поддержать в первую очередь те отрасли, развитие которых дает максимальный эффект». Но окончательный выбор предстоит сделать в четверг президенту Владимиру Путину, с которым правительство собирается обсудить прогноз.

Источник: banki.ru

Добавить комментарий

Навигация по записям