«Я плакал несколько дней и не знал, что делать». Чего мы не знаем о Промесе
Владислав Воронин – о главном игроке «Спартака».
Дерзость
Маленький Промес был почти как Балотелли. Крайняя самоуверенность и наглость прилипли к нему, когда он только начинал играть на улицах западного Амстердама. Но это было еще терпимо, невыносимым Промес стал чуть позже. В 10 лет Куинси пробрался в академию «Аякса» и посчитал себя таким крутым, что со многими заговорил свысока.
«Я жил по уличным законам. Если все шли налево, я поворачивал направо, – вспоминал Промес. – У меня был слишком длинный язык, я выступал против тренера и всех людей, которые меня критиковали. Я ведь считал себя лучшим. Думал, что уже всего добился, хотя на самом деле еще ничего из себя не представлял».
Однажды тренер «Аякса» сказал парням: «Вы бежите десять кругов вокруг поля». Куинси, недовольный усложненной тренировкой, был против и выпалил: «Хм, а чего не пять?». И так было много раз.
«Я не мог просто покорно кивнуть и побежать, я был маленьким бунтарем. Неразумно, но это в том числе сформировало меня как человека», – добавил Промес.
Куинси переосмыслил поведение только после главного эпизода детства – изгнания из «Аякса». Причины он не раз перечислял сам: длинный язык, грубость, жадность на поле («Я был уверен, что лучше всех, а мое поведение всех раздражало, от меня хотели избавиться»).
Изгнание из «Аякса» выбило из Промеса много дури: провалявшись в депрессии несколько дней, он понял, что если не начать пахать сейчас, в 16 лет, футболист из него выйдет так себе: «Я плакал несколько дней, не знал, что делать с собой. Думал о том, чтобы бросить футбол, но благодаря маме решил бороться».
«Оглядываясь в прошлое, я хочу поблагодарить «Аякс», – как-то признал Промес. – Исключение открыло мне глаза: оказывается, меня не надо носить на руках, я сам должен бороться за свои шансы. И теперь я знаю, когда лучше молчать».
Кто реанимировал карьеру
Первый человек – Патрик Клюйверт
В марте 2014 года Промес впервые выскочил в составе сборной Голландии (товарищеская игра против Франции). Сразу после свистка Куинси стянул с себя мокрую от пота оранжевую футболку и протянул ее легендарному Патрику Клюйверту. Это была благодарность за перевоспитание в молодежной команде «Твенте»: «Он сделал меня капитаном и дал много дельных советов, а главное – сказал соглашаться на аренду в «Гоу Эхед Иглс».
Второй человек – Эрик тен Хаг
«Гоу Эхед Иглс» в сезоне-2012/13 казался безрадостным местом: клуб увяз во втором дивизионе и не появлялся в Эредивизи целых 17 лет. Но главным преимуществом этой авантюрной командировки оказался молодой тренер Эрик тен Хаг, который вытащил «Гоу Эхед Иглс» в высший дивизион, а Промесу доверял так сильно, что тот получил приз за прорыв сезона. «Эрик был очень жестким тренером. Я не оценил его как следует с самого начала, но теперь понимаю, что его жесткость была оправданной. Он дисциплинировал меня», – признавал Промес.
Летом 2013-го, то есть сразу после выхода из второго дивизиона, Эрик тен Хаг уехал в «Баварию» – но не в тренерский штаб Хосепа Гвардиолы, а чтобы возглавить молодежную команду. Это был проект Маттиаса Заммера: он неоднократно видел тен Хага на тренерских форумах и конференциях и каждый раз был невероятно очарован голландцем. «Тен Хаг без ума от футбола. Он постоянно следит за игроками и анализирует их прогресс», – отмечал Гвардиола.
Сейчас тен Хаг работает самостоятельно: весной вывел «Утрехт» в финал Кубка Голландии и выиграл премию имени Ринуса Михелса как лучший тренер страны. С Промесом у него до сих пор теплые отношения: «Куинси очень здорово использует пространство на поле, грамотно выбирает позицию. Он все чаще делает правильный выбор в завершающей фазе атаки», – отмечал тен Хаг.
Альфред Шредер, главный тренер «Твенте»
«Именно Шредер поставил меня на мою нынешнюю позицию, – рассказывал Промес. – После возвращения из «Гоу Эхед Иглс» был план, что я снова буду играть в полузащите, на месте десятки. Но средняя линия оказалась забита, так что меня передвинули направо в атаку. Сначала я не мог в это поверить, но тренера все устраивало. А сейчас я уже практически забыл, как играть в полузащите».
Водитель-друг
В апреле 2015-го Куинси Промес отгрузил два гола «Мордовии» (3:1) и написал в инстаграме: «Первый гол посвящаю моему водителю Олегу, у которого сегодня день рождения». До этого о водителе не слышали ничего – как оказалось, зря. Куинси и Олег скорее близкие друзья, чем просто пассажир и шофер.
«Я доверяю Олегу на сто процентов. Могу ехать в машине и спать или смотреть голландское телевидение на айпаде, беспокойства – ноль, – рассказывал Промес в интервью Voetbal International. – Еще Олег каждый день объясняет мне новое русское слово, а я потом произношу его перед партнерами».
Олега Промесу порекомендовал Деми де Зеув, но, как рассказывалось в газете Algemeen Dagblad, Куинси по приезде в Москву сел за руль сам. Эксперимент закончился очень быстро: через сто метров голландец увидел первую аварию, услышал клаксоны со всех сторон и подумал: «Мда, ну все, я не знаю эту культуру вождения». Вскоре он обратился к Олегу.
«С ним я провожу почти столько же времени, сколько с семьей, – подсчитал Куинси. – Я крестный отец дочери Олега, поэтому предпочитаю называть его другом, который меня еще и возит».
Техника
Куинси всегда готов развлечься. Весной 2015-го он гонял по Амстердаму с маской на лице и обводил прохожих. «Мой дриблинг — уличный. Во дворах Амстердама играют только так, вообще без перепасовок – только дриблинг. Стараемся убрать соперника, переиграть его один в один».
«Москва-Сити», тумбочка из IKEA
В юности Промес беспардонно хвастался высокой зарплатой. Обходилось без селфи из джета в аэропорту Ниццы, но все равно скандально: Промес показывал пакеты, набитые новыми вещами, смартфон, размахивал стопкой купюр за рулем автомобиля. «Это выглядело плохо, мне искренне жаль, – признал Промес. – Но все это в прошлом, сейчас я отец двух детей и такое уже не повторю».
То, что сейчас Промес другой, – очевидно. Он переехал с 35-го этажа «Москва-Сити» в дом в коттеджном поселке «Новые Вешки»: «Жить в тихом доме с собственным садом – отличный вариант для семьи. Дети могут резвиться на улице, а если нам что-то понадобится – всегда может помочь специальный сотрудник «Спартака».
Хотя даже в «Москва-Сити» Промес особенно не выпендривался. Мебель он частично покупал в IKEA и сам собирал тумбочку, на которой стоял телевизор. «Правда, все равно потребовалась помощь Олега, потому что инструкция на русском – это все еще проблема для меня», – отметил Куинси. Телевизор Промес устанавливал в первую очередь для игры на PlayStation. Он часто рубится в FIFA с Мемфисом Депаем.
«Мне нравилось жить в «Москва-Сити», даже несмотря на то что раньше, еще в Голландии, я боялся высоты. Но как переехал сюда, все страхи пропали. Очень уж красиво. Почти как Нью-Йорк».
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович; Gettyimages.ru/Micha Will/Bongarts, Mark Runnacles
Источник: