Кросби снова лучший игрок мира
Sid 2.0
Достоин ли Сидни Кросби попадания в сборную Канады на Кубок мира? Прямо сейчас и ровно год назад такой вопрос казался бы бредом сумасшедшего, но провальное начало прошлого сезона сделало невозможное актуальным.
Руководству «кленовых» тогда пришлось давать специальные разъяснения о своем безусловном доверии капитану «Питтсбурга». Но было понятно, что и там все ошарашены. Ведь именно в тот момент худшего периода в карьере Кросби не ожидал никто. Прошлым летом к «пингвинам» примкнул забивной вингер Фил Кессел, который должен был стать долгожданным элитным партнером для их капитана. Один за другим следовали прогнозы, что вместе они играючи перевыполнят снайперские и бомбардирские нормативы последних лет.
И именно в тот момент, когда казалось, что Кросби наилучшим образом подготовился к роли доминирующей силы в НХЛ, все пошло прахом. Уже первый матч регулярного сезона с атакующим «Далласом», в котором ожидалась результативная феерия, оказался провалом – 0:3. Во многом эта игра стала квинтэссенцией стартового отрезка в исполнении Кросби, Кессела и всего «Питтсбурга» – суета, беготня, масса лишних передач, с трудом создаваемые и загубленные моменты. Разрекламированную связку двух «К» вскоре пришлось разбивать – игроки так и не сумели притереться, и, по выражению генменеджера клуба Джима Рутерфорда, «слишком много пасовали друг другу».
Невнятная игра Кросби послужила поводом не только для разговоров о ситуации возможного непопадания в сборную, но и рассуждений о том, что его карьера уже прошла пик.
Сам Сидни позже написал об этом периоде максимально откровенную для себя колонку в Sports Illustrated, где согласился, что этот отрезок оказался самым худшим за все время. С одной оговоркой – если не считать травм.
Действительно, был период, когда они сыпались на него одна за другой. Туман головокружений после сотрясения мозга отобрал у него лучший сезон в карьере (и в целом где-то притормозил) и скомкал еще один. Перелом челюсти лишил еще одной заслуженной победы в гонке бомбардиров в локаутный сезон. Возможно, наиболее обидным было повреждение в самый ответственный момент, какой только может быть у хоккеиста – в седьмом матче финала Кубка Стэнли-2009, который Кросби вынужден был завершить досрочно.
Но травмы, при всей их неприятности, все же являются объективным фактором. Тогда как спад в момент ожидания пика вызывал неизбежные вопросы. В том числе и у самого Кросби к себе лично.
«Не могу сказать, что у меня не было сомнений в себе. Когда тебе почти 30, за спиной – 10 сезонов в НХЛ, и вдруг ты перестаешь забивать, команда проигрывает, внутренний голос говорит тебе вещи, которые ты не хочешь слышать.
После четверти сезона у меня было совсем мало очков, игра не оправдывала ожиданий. Самое плохое было в том, что мои неудачи влияли на результаты команды. У нас все валилось из рук.
Мы уже не вспоминали о том, что должны быть претендентами на Кубок Стэнли, мы вообще оказались за чертой плей-офф. Я замечал, как изменилась атмосфера на арене и взгляды людей. Было сложно не перестараться, не хотеть все исправить одним классным матчем. В то же время я понимал, что игра от меня не ускользнула. Где-то внутри спортсмены это чувствуют.
Осознание того, что надо просто играть, в конце концов помогло мне выйти из этого штопора. Я просто выходил на лед и следовал своим инстинктам. Конечно, это случилось не за один вечер, но постепенно все встало на свои места. Наша работа на тренировках дала свои плоды, мы вернули уверенность. Это произошло не так быстро, как хотелось, поэтому нам пришлось пережить смену тренера. Но в итоге мы начали побеждать» (Сидни Кросби, Sports Illustrated).
И все-таки Кросби не был бы собой, великим хоккейным трудоголиком, если бы не вытащил себя из этого состояния. Перемены в «Питтсбурге», где на смену академичному Майку Джонстону пришел сторонник скоростного атакующего хоккея Майк Салливан, совпали с изменениями в нем самом. Поначалу Кросби воспринимал спад результативности болезненно, иногда срывался и даже начинал отчаянно бросать с любой позиции. Но в самый нужный момент сезона стал тем, кем и должен был – лидером команды, которая к тому моменту обрела второе дыхание. Пережив этот переломный момент, Кросби как будто переродился, разом стал взрослее и мудрее.
Окончательно появление Сида 2.0 закрепил второй Кубок Стэнли. Эта победа на самом деле значила для него гораздо больше, чем можно подумать. Она была труднее первой, потому что на этот раз давил груз прошлых разочарований в плей-офф и накопившихся негативных ожиданий. Важнее как для капитана, ведущего команду за собой, потому что в 2009 году он все еще был молодым парнем (хоть и суперзвездным), которого окружало немало ветеранов. Важнее как для игрока, в частности, из-за того, что решающий гол в последнем матче серии был забит при его участии.
Можно сказать, что благодаря этой победе Кросби закрыл все свои исторические долги. И теперь может «просто играть» без фантомных болей из-за несостоявшейся в прошлом династии. Впрочем, быть может, ее удастся построить со второй попытки. «Питтсбург» ухитрился сохранить чемпионский состав, а тех проблем, что были у Сида 1.0, Сид 2.0 просто не замечает.
Подтверждением этого стал и Кубок мира. На двух Олимпиадах и победном ЧМ Кросби забивал важнейшие голы в финалах, но в целом не был главным лидером канадских Dream Team. А сейчас легко и непринужденно взял эту роль на себя. Если раньше Бэбкок с ног сбивался в поисках оптимальных партнеров для Сида, то сейчас «химия» с бостонской связкой Бержерон – Маршанд сложилась сразу.
Это звено стало доминирующим в сборной, забив 9 из 24 голов канадцев на турнире (именно тройкой, забивали еще в спецбригадах). Маршанд еще и лучшим снайпером турнира в итоге стал, даром что до этого года вообще за сборную никогда не играл. Для «кленовых», в столь мощном составе раскидывающих игровое время по всем звеньям и играющих короткими сменами, это не самая типичная история. Вспоминается разве что похожее доминирование тройки Нэш – Торнтон – Ганье на ЧМ-2005.
Кстати, Джамбо Джо тоже помог Кросби в избавлении от демонов прошлого, прессанув его в финале Кубка Стэнли. Сид 1.0 мог бы сорваться и влезть в разборку, Сид 2.0 держался с достоинством терминатора. А должок Торнтону предпочел вернуть шикарнейшей передачей на Кубке мира, после которой растроганный бородач проявил уже совсем другие эмоции.
По ходу турнира звено Кросби забивало важнейшие голы в самые нужные моменты. Например, когда Канада впервые по ходу матча стала уступать в счете – в матче с Россией. Дрогнуть не успела – Маршанд с передач Кросби забросил две очень своевременные шайбы, которые предопределили исход игры.
В финале Сид на этот раз не забил, но поучаствовал и в победной шайбе в первом матче, и в спасительном голе Бержерона во втором. Вручение ему приза MVP стало абсолютно заслуженным – лучший бомбардир турнира (10 (3+7) очков в 6 матчах), лучший по показателю полезности («+8»). В решающие моменты он неизменно оказывался на льду и делал результат. Реально поспорить с ним мог бы только умница Тэйвс, в очередной раз отошедший на второй план, но сделавший для этой команды очень и очень многое.
Яркое выступление Кросби на Кубке мира позволило ему вернуть себе статус лучшего игрока планеты. Лидер сильнейшей сборной мира, выигравшей теперь вообще все, становится таковым автоматически. Особенно на фоне массовых неудач конкурентов из других команд, в том числе тех, кого записывали в исторические соперники.
Теперь Сиду 2.0 предстоит продемонстрировать свое перерождение в новом сезоне НХЛ. И, может быть, вернуть себе свой 2007-й год в новом измерении.
Фото: РИА Новости/Брюс Беннетт/Getty Images/Pool; Gettyimages.ru/Harry How, Bruce Bennett
Источник: