Система «Таможенная карта», лидер рынка таможенных платежей, будет продана на торгах, сообщил РБК источник, знакомый с ситуацией. Другой источник подтвердил изданию эти сведения.
Оператор принадлежит Финпромбанку, у которого 19 сентября была отозвана лицензия, напоминает РБК. В Агентстве по страхованию вкладов, которое будет выступать конкурсным управляющим, оперативно прокомментировать вопросы реализации актива не смогли.
«Таможенная карта» — оператор локальной платежной системы для уплаты таможенных платежей. Финпромбанк постепенно довел свою долю в компании до 90%, сначала получив пакет в 45%, а затем, в начале июля 2016 года, выкупив у компании «Евлида Лимитед» еще столько же. Правда, Федеральная антимонопольная служба эту сделку так и не одобрила. На 1 августа 2016 года активы «Таможенной карты» по РСБУ составляли 375,8 млн рублей, размер собственных средств — 290,4 млн, прибыль после налогообложения за первое полугодие 2016 года — 30 млн. С компанией работают более 100 банков-эмитентов, в том числе Сбербанк и ВТБ. POS-терминалы компании расположены по всей стране, на всех таможенных постах в России и ряде стран СНГ (всего более 300 устройств).
На рынке таможенных платежей вместе с «Таможенной картой» работает Мультисервисная платежная система, выпускающая карту «Раунд», у которой около 250 терминалов по стране. Более 20—25% всех таможенных платежей оплачиваются картами, и из них более 50% проводит структура Финпромбанка. Так, за июль 2016 года Федеральная таможенная служба перечислила в федеральный бюджет 580,4 млрд рублей. Таким образом, 145,1 млрд рублей сборов было оплачено с помощью пластиковых карт, из них более 73 млрд — «Таможенными картами».
Система «Таможенная карта» использует два расчетных центра: Финпромбанк, который является основным, и Сбербанк — с ним соглашение было заключено летом 2015 года. «Если Центробанк при проверке активов Финпромбанка обнаружит проблемы в расчетном центре «Таможенной карты», то компания может лишиться статуса оператора таможенных платежей, и тогда она ничего не будет стоить», — комментирует советник генерального директора Мультисервисной платежной системы Малика Тансыкбаева.
2 сентября 2016 года рейтинговое агентство RAEX понизило рейтинг кредитоспособности «Таможенной карты» до уровня «В+» («невысокий уровень кредитоспособности») с «негативным» прогнозом. Это было связано с нестабильным положением ее собственника — Финпромбанка. «Негативное давление на рейтинг оказывает неоптимальная структура собственных средств (доля нераспределенной прибыли в структуре собственных средств составила 99,7%, по данным на 1 августа)», — отмечало агентство. В то же время бизнес «Таможенных карт» RAEX оценило как высокорентабельный. За первое полугодие рентабельность капитала компании составила 19,6% в годовом выражении, доля кредиторской задолженности была на низком уровне в структуре пассивов компании (4,3% пассивов на 1 августа 2016 года), а также у компании не было долгов.
«Первый раз мы понизили рейтинг «Таможенной карты» с «А» до «В++» в конце 2015 года из-за кредита, который на него «навесил» Финпромбанк, — несколько миллиардов рублей, — комментирует аналитик RAEX Станислав Волков. — Но в начале 2016 года компания погасила этот долг. Сложно оценить примерную стоимость компании в текущей ситуации, но понятно, что продавать ее будут с дисконтом. Примерная стоимость может составить около 4 миллиардов рублей». По словам Волкова, без учета положения дел владельцев компании это налаженный, хорошо работающий прибыльный бизнес на олигопольном рынке. «В начале 2016 года Сбербанк выражал желание купить «Таможенную карту», — говорит он.
В Сбербанке на вопрос РБК ответили, что «сервис, оказываемый «Таможенной картой», и выполнение Сбербанком функции расчетного центра не зависят от лицензии Финпромбанка». Заинтересованность в покупке «Таможенной карты» в Сбербанке в понедельник, на момент сдачи публикации РБК, комментировать отказались.
В пресс-службе банка ВТБ ответили, что не заинтересованы в покупке «Таможенной карты».
Источник: